Как и во многих других ситуациях на дороге, знаний одних только Правил дорожного движения, которыми, как правило, ограничивается курс автошколы, недостаточно для того, чтобы в полной мере представлять собственные права. В ПДД говорится об обязанности предъявить документы и приводится их перечень. Нередко после ознакомления с ними автоинспектор предлагает водителю покинуть машину. В большинстве случаев аргументом служит необходимость составить протокол о нарушении, хотя это далеко не единственная причина, которую можно услышать.
В приказе МВД № 664 (в народе — административном регламенте ГИБДД) приводится перечень случаев, когда патрульный вправе предложить выйти из транспортного средства. Согласно п. 93.1 документа, это:
- наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий;
- для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- при необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Обратите внимание на формулировку: «вправе предложить» - это не требование, а просьба, от которой водитель имеет полное право отказаться. Конечно, для устранения неисправности машины или проведения досмотра (если есть основания, разумеется) это необходимо. Оказать помощь в экстренной ситуации другим людям - тоже не оспаривается. А вот составить протокол, проверить на наличие неоплаченных штрафов и сверить номера инспектор может и без вашей помощи.
Действующее административное законодательство предусматривает лишь три случая, из которых вытекает безусловная обязанность для водителя подчиниться в ответ на требование инспектора выйти из машины. Все три случая закреплены в соответствующих статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Случай №1
После того, как инспектор ДПС составит в отношении вас протокол о задержании в соответствии со ст. 27.4.1 КоАП РФ.
Для этого, если вы вдруг заартачитесь после составления протокола о задержании и откажетесь выйти из автомобиля, вас извлекут из него принудительно, при необходимости применяя физическую силу, если будете оказывать сопротивление (согласно Ф.З. «О полиции»).
Случай №2
Когда инспектором ДПС составлен протокол об отстранении вас от управления транспортным средством в соответствии с требованиями ст.27.12 КоАП РФ.
Случай №3
Когда инспектор ДПС оформил протокол досмотра вашего автомобиля в соответствии со ст. 27.9 КоАП РФ.
Казалось бы, почему в последнем случае водитель обязан выйти из автомобиля? Нажал на кнопку из салона автомобиля, открыл инспектору с этой кнопки багажник и пусть досматривает, что ему нужно.
Ничего подобного! Дело в том, что если инспектор сам что-то начнет ворошить в вашем автомобиле (не важно где - в багажнике или в салоне автомобиля), то на юридическом языке это уже называется обыск, а не досмотр.
А для обыска нужно разрешение суда на это действие. Таким образом, при досмотре водитель сам должен открывать багажник, передвигать вещи в автомобиле, в том же багажнике, поднимать коврики и т.п.
И если инспектор не может провести досмотр транспортного средства из-за того, что вы на требование инспектора выйти из машины ответили отказом, то это развязывает инспектору руки:
- На применение физической силы (согласно Ф.З. «О полиции»);
- На привлечение вас к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ.